Кредитование частных клиентов

Динамика кредитного портфеля

За 2011 год Банк предоставил частным клиентам свыше 4,3 млн кредитов на общую сумму 1 230 млрд руб., что в 1,7 раза больше, чем за предыдущий год. В результате розничный кредитный портфель увеличился на 36,8 % и достиг 1 806 млрд руб.

Развитие продуктовой линейки

С I квартала 2011 года Банк предложил клиентам новую линейку розничных кредитных продуктов, которая предусматривает разные условия для разных клиентских сегментов: сотрудников Банка и его дочерних компаний; работников предприятий, которые участвуют в зарплатном проекте, и т.д. При наличии у заемщика хорошей кредитной истории к процентной ставке может быть применен понижающий дисконт.

В 2011 году Сбербанк укрепил лидерские позиции на рынке жилищного кредитования физических лиц, увеличив свою долю на рынке с 45,8 до 46,9 %. Во многом этому способствовали проведенные специальные акции, в рамках которых Банк выдал более 60 тыс. кредитов на 65 млрд руб.: акция «В десятку!» (условия: ставка — 10 % годовых, первоначальный взнос — 10 %, срок кредита — 10 лет) и акция «Возьми за 8» (условия: ставка — 8 % годовых, срок кредита — до 8 лет, принятие решения — в течение 8 дней). Также Банк активно развивал и продолжает участвовать в таких проектах, как «Ипотека с государственной поддержкой», «Строительные сберегательные кассы», «Военная ипотека», «Ипотека плюс материнский капитал», «Рефинансирование жилищных кредитов».

Другое важное направление — автокредитование. В 2011 году Банк упростил и ускорил некоторые процедуры, связанные с оформлением кредита: кредитные заявки вводятся в автоматизированные системы Сбербанка непосредственно в автосалонах, что существенно сократило время принятия решения по заявке; Банк отменил требование о предоставлении письменного согласия супруги(а) заемщика на передачу кредитуемого автомобиля в залог; клиентам предоставлена возможность получить автокредит всего по двум документам.

В 2011 году Сбербанк предлагал автокредиты с пониженными ставками в рамках специальной акции «Маленький процент для больших скоростей», что позволило переломить тенденцию сокращения портфеля автокредитов. За время проведения акции выдано порядка 73 тыс. кредитов на 29 млрд руб.

В потребительских программах Банк внедряет принцип, по которому надежность и платежеспособность клиента влияют на стоимость кредита. В 2011 году Банк выделил две новые категории заемщиков с отдельными условиями по кредитам: сегмент «Молодежь» — заемщики 18–20 лет с трудовым стажем не менее 4 месяцев, кредит которым оформляется под поручительство родителей, и заемщики, получающие доходы в виде пенсии на счета в Сбербанке. Продолжена либерализация условий по потребительским кредитам: вдвое увеличена максимальная сумма кредитов без обеспечения и под поручительство физических лиц; до 65 лет увеличено возрастное ограничение для заемщиков по кредиту без обеспечения; начат пилот по либерализации требований к месту регистрации клиента.

Банк продолжил участие в эксперименте по государственной поддержке образовательных кредитов. С учетом уже полученного опыта в 2011 году Банк упростил форму справки из вуза об успеваемости заемщика, оптимизировал взаимодействие с вузами, пересмотрел критерии отбора образовательных учреждений, критерии успеваемости студентов. Портфель образовательных кредитов за год вырос на 20 % — почти до 380 млн руб.

Сбербанк является крупнейшим среди российских банков кредитором частных клиентов, обладая рыночной долей 32,0 %

Продолжено участие Банка в государственной программе по развитию аграрно-промышленного комплекса. За 2011 год владельцам личных подсобных хозяйств выдано более 57 тыс. кредитов на сумму свыше 10 млрд руб. В 2011 году Банк предоставил заемщикам возможность ежегодного получения кредитов на сумму до 1 млн руб. (ранее совокупный объем задолженности был ограничен 1 млн руб.), увеличил с 45 до 90 дней срок предоставления отчета о целевом использовании кредита.

Оптимизация кредитного процесса

В 2011 году потребительские кредиты, автокредиты и основные программы жилищного кредитования предоставлялись по централизованной технологии «Кредитная фабрика» — технология призвана повысить эффективность операций кредитования и улучшить качество сервиса при сохранении высокого качества портфеля. В 2011 году технология реализована во всех территориальных банках. В рамках «Кредитной фабрики» в 2011 году получено 6,4 млн заявок (в 2010 году — 3,0 млн заявок) и выдано 4 млн кредитов на сумму около 690 млрд руб. (в 2010 году — 2 млн кредитов на сумму около 290 млрд руб.).

Журнал The Banker в конкурсе Innovation in Banking Technology Awards 2011 отметил проект «Кредитная фабрика» как highly rated в категории Innovation in Risk Managеment Technology. Проект также признан самым крупным из участвовавших в конкурсе.

Кредитование частных клиентов в регионах

Сбербанк является крупнейшим среди российских банков кредитором частных клиентов, обладая рыночной долей 32,0 %*. Банк предлагает кредитные продукты частным клиентам по всей территории Российской Федерации. При этом по регионам страны доля Сбербанка варьируется в зависимости от разных экономических факторов. Так, по состоянию на 31 декабря 2011 года Сбербанк занимал 19,2 % рынка в Москве** (это минимальное значение доли на рынке розничного кредитования) и 45,2 % рынка на территории обслуживания Западно-Уральского банка*** (максимальное значение). По состоянию на 31 декабря 2010 года наименьшее и наибольшее присутствие Сбербанка на рынке розничного кредитования наблюдалось на этих же территориях (16,9 % в Москве и 46,4 % в Западно-Уральском банке).

* Показатель рассчитан на 31 декабря 2011 года по Сбербанку России в целом.
** Показатель учитывает совокупную долю территориальных банков и Центрального аппарата Сбербанка на рынке Москвы.
*** Западно-Уральский банк работает на территории Пермского края, Республики Коми и Удмуртской Республики. Показатель доли учитывает совокупные действия территориальных банков и Центрального аппарата на территории.

    История

Мой годовой отчет

Страница успешно добавлена